В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
Приоритетными направлениями проводимой реформы стали:
- профилактика, трансформирующаяся в основной инструмент контроля, главная цель которого — не наказать, а предотвратить нарушение обязательных требований;
- цифровизация (взаимодействие контролеров и контролируемых лиц должно быть прозрачным и современным);
- новая система оценки деятельности органов контроля (оценивать их деятельность следует в зависимости от уровня защиты охраняемых ценностей, минимизации ущерба в сфере общественных отношений, а не по наложенным штрафам и выявленным нарушениям);
- управление рисками (частота контрольных мероприятий должна соответствовать уровню риска объекта контроля);
- новые контрольные мероприятия (выбор вида контрольного мероприятия должен учитывать специфику конкретного объекта контроля, его категорию риска).
Наиболее актуальными для хозяйствующего субъекта являются следующие виды профилактических мероприятий:
1) Профилактический визит - проводится специалистом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. Контролируемое лицо вправе обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. В случае если такое обращение поступило не позднее чем за два месяца до даты начала проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия, контрольный (надзорный) орган обеспечивает включение профилактического визита в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Профилактический визит проводится только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе. Обязательный профилактический визит проводится в отношении: предпринимателей, которые начали осуществлять свою деятельность менее года назад; объектов контроля, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты его проведения. Вместе с тем, контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения. Сведения о проводимых Управлением профилактических визитах вносятся в ФГИС «Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий».
2) Самообследование - самостоятельная автоматизированная оценка соблюдения обязательных требований. Если по итогам самообследования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель получит высокую оценку, то получит право принять декларацию их соблюдения. Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет». Контролируемое лицо имеет право разместить сведения о зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований на своем сайте в сети «Интернет», в принадлежащих ему помещениях, а также использовать такие сведения в рекламной продукции. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований не менее одного года и не более трех лет с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом. В случае, если при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия выявлены нарушения обязательных требований, факты представления контролируемым лицом недостоверных сведений при самооб-следовании, декларация соблюдения обязательных требований аннулируется решением, принимаемым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия.
3) Консультирование - должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля) без взимания платы. Форма предоставления консультации(письменно или устно) определяется должностным лицом, представляющим такую консультацию, самостоятельно, в том числе может осуществляться по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
4) Информирование - осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет», в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.